Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида № 37 "Золотая рыбка"

298318 Республика Крым, город Керчь, переулок Портовый 3й, д. 11; Республика Крым, г.Керчь, ул.Горького, д.17

Телефон

+7 365 615-43-39

МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида № 37 "Золотая рыбка"

Адрес: 298318 Республика Крым, город Керчь, переулок Портовый 3й, д. 11; Республика Крым, г.Керчь, ул.Горького, д.17
Телефон: 5-43-39
Эл. почта:  ladygina.66@mail.ru (для связи с заведующим ДОУ и администрацией); ds37kerch@gmail.com (для связи с администратором сайта)

 

Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Автор: Пелипенко Наталия Игоревна

Контактный телефон: +79787773229

Год рождения: 1971г.

Образование: Высшее, Крымский государственный инженерно-педагогический университет, 2008г.

Квалификационная категория: Специалист высшей категории, 2016г.

 

Опыт используется педагогами МБДОУ  №37:

Горяник И.В - воспитатель группы компенсирующего вида,

Семенишиной Н.В. - учитель-логопед

 

Отзывы и рекомендации:

Воспитатель группы компенсирующего вида Горяник И.В.:

Применение данного опыта в своей работе позволяет мне:

- Повысить собственную профессиональную компетентность в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

-  Повысить качество воспитательно-образовательного процесса.

- Улучшить показатели развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

 - Повысить показатели речевого развития детей.

- Улучшить показатели развития интеллекта детей.

- Обогащать предметно-пространственную среду.

Рекомендации: Углубление знаний родителей по данной тематике. Создание педагогических разработок и публикации их в СМИ.

 

Учитель-логопед   Семенишина Н.В.:

У ребенка с ОНР помимо нарушений всех компонентов речевой системы — фонетики, лексики, грамматики, связной речи — прослеживается и недостаточная сформированность психических процессов памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал. В своей практической коррекционной работе я использую дидактические игры и полифункциональные пособия изготовленные Пелипенко Н.И., которые позволяют развить сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, дают возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, тактильные восприятия, внимание, восприятие, развить творческие способности детей. Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои учебные задачи, их можно включать в любое занятие и постоянно пополнять.

Ценность этих дидактических игр заключается в том, что они могут использоваться и в кабинете логопеда, и в работе воспитателей, и в самостоятельной деятельности детей. Таким образом, игры сделают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг дошкольников.

Рецензия  на целостное описание опыта работы  воспитателя МБДОУ №37 группы компенсирующего вида Пелипенко Н.И.

 
Воспитатель группы компенсирующего вида Пелипенко Н.И. представляет опыт работы по теме «Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики.

В основу своей работы Пелипенко Н.И. положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

     В начале работы воспитатель использовала диагностику, в которой определяла степень ловкости рук и пальцев у детей старшего дошкольного возраста.

   Для достижения поставленных задач Пелипенко Н.И. использовала различные формы работы. В совместную деятельность с детьми она включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.

     В индивидуальной работе с детьми включала задачи по развитию социальных навыков, усвоения разных манипуляций с предметами. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.

     Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

      В подготовительной группе уже ведётся работа по развитию мелкой моторики как подготовки детей к письму. В старшей и подготовительной группах проводились упражнения по развитию графических навыков в тетрадях в крупную клетку. Давались задания следующего характера: ориентировка на листе бумаги (графический диктант); упражнения на развитие глазомера, соблюдение заданного интервала между фигурами; правильно изображать те или иные фигуры, соблюдая закономерность. Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам, который продуктивно использовался.

  Одним из основных методов работы являлись игры с использованием нетрадиционного оборудования.  Один из приемов, который воспитатель использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.

   Прежде чем показывать ребенку игру с нетрадиционными предметами, Наталия Игоревна сначала проигрывала ее сюжет с ребёнком, обсуждала с ним ее содержание, отрабатывали ключевые движения и комбинации пальцев с предметами. Это не только подготавливает ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаёт благоприятный эмоциональный настрой. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему собственную увлеченность игрой.

    В своей работе воспитатель учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

     В конце каждого года педагог проводит итоговую диагностику развития моторики рук и кисти. Результаты показывают положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.

     Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Наталия Игоревна использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Практическая домашняя игротека», «Первые шаги в освоении письма». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.

Вывод: Результаты данного опыта работы показали эффективность использования нетрадиционного оборудования  для развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями. Родители активно участвовали в предлагаемых мероприятиях. В целом, опыт воспитателя Пелипенко Н.И.  показал положительные тенденции в развитии детей, высокий уровень взаимодействия воспитателя и родителей в воспитании детей. Данный опыт рекомендован для ознакомления педагогам групп компенсирующей направленности.

Старший воспитатель                                       Ю.В. Малышева

 

 

 

 

Аннотация

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому мы придаем большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. В данном опыте представлены игры с использованием нетрадиционного оборудования  для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

 

Вступление

Условия возникновения и становления опыта

Свою педагогическую деятельность осуществляю в МБДОУ №37 «Золотая рыбка» с 25.08.2005г. В ходе реализации «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» я ощутила недостаток практического наполнения программы играми и упражнениями на развитие мелкой моторики. Изучив литературу и практический опыт по данной теме, стала подбирать, изготавливать и предлагать детям игры и упражнения по актуальным лексическим темам недели.

Актуальность темы: Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы.  Систематические занятия, требующие тонких движений пальце, необходимые для будущего овладения письмом, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокий уровень развития речи и познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Ведущая педагогическая идея опыта - создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта для коррекции речевых нарушений.

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Каким же образом в дошкольном возрасте можно развить мелкую моторику рук?

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В своей работе мною используются разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Основной целью игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что на протяжении всего раннего детства чётко выступает зависимость движения руки и речи – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т. д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

1) сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

2) использовались изолированные движения каждого из них.

Поэтому в играх, представленных ниже, мы будем стараться использовать все пять пальцев.

Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло.

                                  Основная аналитическая часть

Длительность работы над опытом – 2 года.  Работа над проектом началась в сентябре 2017 года и продолжается до настоящего момента.

Этапы работы над опытом:

а) диагностический – сентябрь 2017г – обнаружение проблемы;

Первым этапом работы стала диагностика уровня развития мелкой моторики. Эта работа проводилась в сентябре и помогла определить основные направления и объем предполагаемой работы.  Диагностический инструментарий разрабатывался на основе рекомендаций методико-педагогической литературы (Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 .  Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.)

Диагностика уровня развития мелкой моторики включала в себя следующее:

Статические упражнения Цель: проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

Динамические упражнения Цель: выявить способность сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.

Тактильные ощущения Цель: выявить уровень сформированности тактильных ощущений.

Координация движений  Цель: выявить уровень согласования движений «глаз-рука», логоритмических навыков.

Графические навыки Цель: выявить  умение детей ориентироваться на листе бумаги, удерживать карандаш в правильном положении, вести непрерывную линию

б) формирующий (не менее чем за 3 года) – апробация технологий:

- здоровьесберегающие;

- игровые»

-исследовательская деятельность.

в) оценка результатов деятельности

В настоящие время работа над проектом продолжается, подбираются новые игры и упражнения, усложняются и модернизируются имеющиеся наработки.

Диапазон опыта.

Работа ведется с детьми старшего дошкольного возраста как на занятиях, так и в повседневной жизни в различных видах деятельности:

- Игровая деятельность.

- Познавательно-речевая деятельность.

- Коммуникативная деятельность.

- Самостоятельная деятельность

- Трудовая деятельность

 

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук. Коррекция и развитие двигательных и речевых способностей детей, мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

Задачи:

Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и  материалы .

Развивать умение производить точные движения  кистью и пальцами рук.

Развивать способности координированной работы рук со зрительным  восприятием.

 Коррекция и развитие речевых способностей детей

Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Организация учебно-воспитательного процесса

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

  - совместная деятельность с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений использовали разные методы и приемы работы:

Пальчиковый игротренинг

массаж кистей рук

пальчиковая гимнастика, физкультминутки

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

пальчиковый театр

театр теней

Развитие графической моторики

рисование по трафаретам

штриховка

дорисовка (по принципу симметрии)

лабиринты

графические диктанты

Дидактические игры

шнуровка

игры с мелкими предметами

паззлы, мозаика

Упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов

массажных мячиков;

платочков;

ковриков;

крупных бигуди;

прищепок;

счетных палочек;

бус;

резинок для волос;

шестигранных карандашей.

 

Для практического наполнения программы используются оборудование изготовленное из бросового и нетрадиционного материала:

- Игры «Салон красоты», «Резиночки», «Авторалли», «Чей хвост?», «Кто что есть», «Наряди елку», «Гирлянда из листьев», «Чей птенец»,

- Упражнение «Радуга», тренажер «Сосчитай», «Дикие и домашние животные зимой», «Новогодний праздник», «Осенние силуэты».

- Упражнение – шнуровка «Снежинки», «Животные»

Планирование учебно-воспитательного процесса осуществляется с учётом требований программы Нищевой Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет), рабочей программы воспитателя и учителя-логопеда.

Результатом работы по данной теме стали:

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

Овладение разными видами ручной умелости.

Овладение приемами работы с разными инструментами.

Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

Овладение нормами речи, этики поведения.

Теоретическая база опыта.

  • Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006
  • Прищепа С.Р., Коняхина Т.И. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005
  • Осипова Ж.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи в условиях ДОУ [Электронный ресурс]\\ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [Сайт] – М., 2005-2006.
  • Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Андреева, М.Б. Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи [Текст] / М. Б. Андреева // Логопед. — 2015. — №7. — С. 92-99.
  • АртемьеваИ.В. Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушением речи [Текст] / И. В. Артемьева, А. М. Сибагатулина // Логопед. — 2015. — №7. — С. 31-35
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
  • Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  • Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. – 2-3 изд., испр. – М. : Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека логопеда).
  • Кузнецова, М. Б. Использование моделей в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / М. Б. Кузнецова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 57-64.

Выводы и рекомендации

    В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами, рисовании, занятиях с дидактическим материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

    Таким образом, работая над развитием мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, я добилась определённых результатов.

   По моим наблюдениям у детей усовершенствовалась координация движений мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготовила их к рисованию и письму.

   Дети стали более общительными. Речь стала более мелодичной и эмоциональной, стихи стали рассказывать более выразительно, ритмично. Дети с удовольствием участвуют в инсценировках сказок и озвучивают героев кукольного театра.

   Тук же у детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, а также развились важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать, быть коммуникабельными, сочувствовать другим, сопереживать и развились творческие способности ребят, что очень важно в школьной жизни детей.

    Занимаясь с детьми, я обращала особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. По ходу занятия комментировала, помогала, подсказывала и оценивала действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Следила, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.

    Задания даются в игровой форме, и я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любое действие можно сделать с интересом.

     В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

    Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.